Смерть дедушки – первое переживание смерти


Рассказывая о первом, наиболее глубоком переживании смерти Бхагван говорит:


«В возрасте семи лет я выжил, но у меня было глубокое переживание смерти - не моей собственной, а смерти моего дедушки по матери, а я был так привязан к нему, что воспринял его смерть как свою собственную.»


Глубокая любовь, которую маленький Раджниш испытывал к своему дедушке была обоюдной. Раджниш, который был сыном для старика, вплотную пережил и преодолел процесс смерти своего любимого дедушки. По его собственным словам:



«Во время первой атаки смерти на моего дедушку, он потерял речь. Двадцать один час мы ждали в деревне, что что-то произойдет, однако, улучшение не наступило. Я помню, как он боролся и пытался сказать что-нибудь, но не мог этого сделать. Он хотел рассказать что-то, но не мог рассказать этого, поэтому мы повезли его в город в повозке. Медленно, одно за другим, чувства его покидали. Он не умер внезапно, но медленно и болезненно. Сначала остановилась речь, затем слух, затем он закрыл глаза. В повозке я наблюдал это очень близко, а расстояние был о длинным, в тридцать две мили.



Что бы ни происходило тогда, казалось по ту сторону моего понимания. Это было первая смерть, наблюдаемая мною, и я даже не понимал, что он умирает. Как медленно все чувства покидали его, и он становился бессознательным. В то время, как мы подъехали к городу, он был уже наполовину мертв. Он продолжал дышать, но все остальное было потеряно. После этого он не возвращался в сознание, но в течение трех дней продолжал дышать. Он умер бессознательным.



Медленная утрата им чувств и его окончательная смерть очень глубоко врезались мне в память.»


Для Раджниша исчезновение его любимого дедушки было подобно разрушению всего мира. Бхагван продолжал описывать, как он чувствовал смерть своего дедушки:



Когда он умер, я почувствовал, что было бы предательством есть. Теперь я не хотел жить. Это было детством, но посредством этого что - то очень глубокое произошло. В течение трех дней я лежал и не двигался. Я не мог встать с кровати. Я говорил: «Если он умер, я не хочу жить». Я выжил, но эти три дня были переживанием смерти. Я умер тогда, и я пришел к пониманию «теперь я могу говорить об этом, хотя в то время это было только неясное переживание», я пришел к ощущению, что смерть невозможна...



Когда однажды его спросили, какое событие привело в нем поворот к духовному, Бхагван ответил так: «Не существует такого события. Это происходит много раз. Некоторое событие случается, и человек получает поворот в жизни... В моей жизни не было такого события, которое можно было бы выбрать как причину такой перемены... Однако, одно воспоминание в жизни, которое является ценным воспоминанием, это то, что касается смерти.»



То, что произошло с его любимым дедушкой, привело его к более глубокому осознанию феномена смерти. Так, он говорит «Смерть посмотрела пристально на меня, прежде чем начался ход жизни.» Бхагван добавляет дальше, что «для меня возможность становления какого-либо моего центра была разрушена с первых шагов моей жизни. Первый центр, который образовался, был разрушен».



Эта смерть вызвала глубокое изменение в Раджнише как в индивидуальности. Это было так, как если бы почва ушла из-под ног, и возник облик реальности. Разрушение интимной глубоко любовной связи принесло помимо этого свободу быть тотально собственной самостью - быть одиноким. Бхагван показывает это так:



«Фактичность» одиночества охватила меня с семи лет. Одиночество стало моей природой. Его смерть освободила меня навсегда от всех отношений. Его смерть стала для меня смертью всех привязанностей. С этого времени я не смог бы образовывать узы отношений с кем-либо. Всякий раз, когда мои отношения с кем-либо начинали становиться интимными, та смерть пристально смотрела на меня.»



Здесь необходимо понять, что смерть не сделала его негативным по отношению к другим. Он только перестал рассматривать других в контексте связывающего отношения. Отсюда «смерть» стала контекстом каждого живого существа, с которым он вступал в близкий контакт. Он постоянно осознавал с тех пор, что человек, к которому он чувствует близость сегодня, может легко уйти завтра.



Размышляя дальше о смерти своего дедушки, Бхагван говорит: «Это событие может быть рассмотрено как первое, которое оставило глубокий отпечаток и сильно повлияло на мой ум. С этого дня и далее каждый день, каждый момент осознания жизни неизменно ассоциировалось с осознанием смерти. Отсюда и далее быть или не быть имело одну и ту же ценность для меня.»



Чувство одиночества имело значительных последствия для его естественного роста. Настоящая реальность смерти и тщетность поиска какой-либо постоянной связи привели его ближе к пониманию, что в становлении одинокий человек также становится по-настоящему счастливым.



Вот как Бхагван объясняет это: «С того времени, как п ервое ощущение одиночества становилось все глубже и глубже, нечто новое начало происходить в моей жизни. Вначале то одиночество делало меня только несчастливым, но медленно оно начало превращаться в счастье. С тех пор я не страдал от какого-либо несчастья».


Для него становилось очевидным, что его одиночество было фактически состоянием становления, центрированным в его собственной самости. Это было состояние, в котором он не стремился почувствовать независимость от других. В действительности, это была свобода от независимости, которая сделала его постоянно счастливым.



Он подтверждает, что:


«Не было другого способа, кроме как возвратиться назад к моей собственной самости. Я был, так сказать, отброшен назад к моей собственной самости. Медленно это делало меня более и более счастливым. После всего я начал чувствовать, что это близкое наблюдение смерти в столь нежном возрасте стало благословением к изменению меня.»



После смерти своего дедушки Раджниш начал жить со своими родителями и семьей в Годарвара. В то время Гадарвара был маленьким городом с населением в 20 тысяч жителей - которое с тех пор удвоилось. Город находится в шестидесяти милях от города Джабалпур. Его горожане - это главным образом купцы, которые следуют индуистской религии, а сам город окружен маленькими деревнями. В нем есть начальная школа и публичная библиотека.

Leave a Reply

Популярные сообщения

Технологии Blogger.