Река, что течет через Гадарвару и называется Шаккар (что означает «сахар», так как у нее сладкая вода) играла очень значительную роль в питании тела и души Раджниша. Он играл в ней и с нею во время всех своих настроени й. Все его существо было связано с рекой и с тем, что ее окружало. Есть очень поэтическое описание его отношения к реке, сделанное самим Бхагваном:
«В детстве я вставал рано утром, чтобы пойти к реке. Это была маленькая деревня. Река здесь очень, очень ленивая, как будто не течет совсем. И утром, когда солнце совсем не встало, вы не смогли бы увидеть течет они или нет, такая она ленивая и тихая. И утром, когда здесь никого нет, купальщики еще не пришли, вокруг стоит громадная тишина, даже птицы не поют утром - рано, ни звука, все пропитывает беззвучие. И запах деревьев манго висит над всей рекой.
Я ходил сюда в самый дальний уголок реки только посидеть, только побыть там. Там не было нужды делать что-нибудь, только быть там было достаточно, это было такое прекрасное переживание быть там. Я мог купаться, я мог плавать, а когда солнце поднималось, я мог идти на другой берег к обширному пространству песка и сохнуть там под солнцем, и лежать там, а иногда даже спать.»
Когда его мама спрашивала, что он делал утром, Раджниш мог сказать «ничего». Неудовлетворенная, его мама спрашивала опять. Бхагван говорит:
«Моя мама могла настаивать, что я должен был делать что-нибудь, тогда я мог сказать, хорошо, я купался и сох на солнце», и тогда она была удовлетворена Но я - нет, потому что происшедшее там на реке нельзя было выразить словами: «Я купался» - это выглядело так бедно и бледно. Игра в реке, парение в реке, плавание в реке было таким глубоким переживанием, что сказать просто «я купался» значило лишить смысла все это, или только сказать «я ходил туда, совершал прогулку по берегу, сидел там», значит не передать ничего.»
Раджнишу повезло, что он нашел человека, который глубоко любил реку. Этот человек дал молодому Раджнишу первые уроки плавания - и он научил его чувствовать реку. Способ, каким этот мастер плавания учил его плавать, дал молодому Раджнишу настоящее проникновенное переживание внутрь тайны тотального бытия. Вот как Бхагван описывает это:
«В детстве меня послали к мастеру плавания. Он был лучшим пловцом в городе, и я никогда не сталкивался с человеком, который бы так ужасно любил воду.
Вода была богом для него - он поклонялся ей - и река была его домом. Рано, в три часа утра вы могли найти его на реке, и ночью вы могли бы найти его сидящим, медитирующим на берегу реки. Вся его жизнь состояла из бытия, близкого к реке.
Когда меня привели к нему - я хотел научиться плавать - он взглянул на меня, он что-то почувствовал. Он сказал «не существует способа, как научиться плавать.
Я могу только бросить тебя в воду, а ты попробуй выплыть своим собственным способом. Нет способа, каким можно было бы научить, этому - этому невозможно научиться. Это привычка, а не знание.»
И все, что он сделал - он бросил меня в воду, а сам остался на берегу. Два или три раза я шел ко дну и чувствовал, что почти тону. Он как раз стоял там - он мог бы, но даже не пытался помочь мне! Конечно, когда ставка является ваша жизнь, вы делаете все, что можете.
Так и я начал бить руками по воде - это было случайным, лихорадочным, но навык появился. Когда жизнь является ставкой, вы делаете все, что вы можете - и что вы ни делаете, вы делаете тотально, тогда все происходит! Я мог плавать! Я был взволнован! «В следующий раз, - сказал я, - не надо бросать меня в воду, я сам прыгну. Теперь я знаю, что есть естественная плавучесть тела. Это не вопрос плавания - это только вопрос настройки с водным элементом. Однажды вы попадете в тон с водным элементом и это спасает вас.»