В марте 1969 года Бхагвана пригласили выступить на Втором Индуистском Религиозном Конгрессе в Патне, столице восточного штата Бихар. На конференции председательствовал религиозный глава индуизма Шанкарачарья из Пури. Этот человек возражал против присутствия Бхагвана, злился и агитировал против него. Организаторы извинились, и Шанакарачарья немного успокоился, позволив Бхагвану выступить 25 минут. Бхагван начал бичевать организованные религии, священников и лицемерие религии. Он говорил:
«Любая религия, которая рассматривает жизнь как бессмысленную и полную несчастий и учит ненавидеть жизнь, не является истинной религией. Религия это искусство, которое показывает, как надо переживать жизнь.
Освобождение не состоит в бегстве от жизни, но скорее в полном переживании жизни и мира... Но эти магазины, которые присвоили себе название религии, не хотят чтобы личность стала истинно религиозной. Лавочники в этих магазинах должны зазывать покупателей, потому что если не будет этого, то не будет никакой необходимости в священнике или мировом учителе...»
Бхагван жестко говорил в течение десяти минут, после чего Шанкарачарья и его коллеги потребовали, чтобы организаторы остановили выступление. Бхагван опросил аудиторию - остановиться или продолжать. Аудитория закричала в ответ, что он должен продолжать. В конце выступления аудитория наградила его очень теплыми и громкими аплодисментами, которые еще больше расстроили Шанкарачарью. Бхагван сказал:
«Для меня это была игра, но для него это вопрос его профессии. Он был так взбешен, что чуть было не упал с кафедры. Все его тело сотрясалось.»
После обретения независимости лидеры Партии Конгресса, включая Неру, стали склоняться к идеям социализма. Индийские экономические планы и программы были основаны на принципах социализма. Бхагван выражал свое полное несогласие с идеями социализма Он считает, что гибельно для любой страны говорить о социализме без первоначального построения капиталистической экономики. Он не рассматривает капитализм и социализм как противоположные системы.
В июле 1969 года Бхагван говорил в Джабалпуре на лекции «Индия и социализм», что на его взгляд:
«Социализм это окончательный результат капитализма.. Это очень естественный процесс. Здесь нет нужды идти через какую-либо революцию. Фактически, капитализм сам является революцией, которая приводит к социализму. Капитализм показал в первый раз в мире как создать богатство. Я верю, что в Индии социализм неминуем, но пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет спустя. Индия должна предпринять сначала самые большие усилия, чтобы создать богатство. Бедность в этой стране имеет такой хронический характер, продолжается так долго, что если эта страна не разовьет капиталистической системы в следующие пятьдесят или сто лет, она останется бедной навсегда Капитализм должен сделать возможным распространение богатства. В настоящий момент под именем социализма мы распространяем одну только бедность.»
Бхагванская критика социализма и его поддержка капитализма вызвала немедленную реакцию: он был заклеймен антипатриотом и назван «агентом ЦРУ».
Так, благодаря своим беседам, дебатам и дискуссиям, Бхагван прикоснулся к тем истокам, которые были сердцевиной индийских проблем и болезней. Даже с риском для своей жизни, Бхагван делал смелые и искренние заявления по одной причине: он точно чувствовал, что Индия не может больше заметать свою грязь под ковер. Кто нибудь должен был взять на себя лидерство в показе зла и глупости, которые постигли страну. Бхагван принял на себя это лидерство и со всей своей проницательностью обеспечил проблеск видения, которое он продолжал развертывать в следующие десять лет.