Но однажды профессор не выдержал и предъявил ультиматум директору: «Либо Раджниш уйдет, либо я уйду». Директор вызвал Раджниша в свой кабинет и поросил покинуть колледж. Он, конечно допукал, чтоэто не такой уж серьезный недостаток гаджниша, но он не мог отказаться от одного из своих наиболее уважаемых и авторитетных профессоров.
Раджниш понял ситуацию и согласился уйти, взяв с директора обещание, что тот устроит его в другой колледж, и это было трудное требование, так как школьный год близился к концу. Директор согласился наладить контакты. К тому времени репутация Раджниша стала известна всему городу, и другие колледжи не хотели принимать его. Наконец, директор джайнского колледжа Джабалпура согласился принять Раджниша, но с условием, что он не будет задавать вопросы профессорам, как он делал это прежде. Раджниш сказал, что это невозможно, что в таком случае ему лучше оставаться дома, вместо того, чтобы присутствовать в классе.
Директор позволил ему оставаться дома и изменил правила присутствия так, что Раджнишу было позволено появляться только на экзамене. Раджниш использовал это свободное время для поисков работы в ежедневной газете, где он вскоре стал помощником редактора. Но он оставался в газете только несколько месяцев.
Однако этот период был не особенно значителен для занятий Раджниша и его образования. Скорее он был более важным вследствие экстраординарной интенсивности его поиска для вечного. Это было наиболее критическое время его жизни.
Он был окружен сомнениями и ощущениями тревожной ненадежности и пустоты. Ситуация становилась все более болезненной, потому что никто не руководил им, никто не следил за ним - он был без мастера, он был один на пути.
Как было сказано раньше, Раджниш не мог допустить ничего без вопрошания. Он особенно не мог принять чьих-либо утверждений о существовании Бога, если эти люди не сталкивались с этой реальностью лицом к лицу, если не пережили этого лично
Он вопрошал обо всем, он отвергал все - включая просветленных существ, таких как Кришна, Махавира, Будда, Иисус и писания, такие как Веды, Упанишады, Библию и Коран. Таким образом, то/ что он сейчас реализовал эти источники, не значит, что они помогли и ему, его поиск в то время был полностью личным. Он был в одиночестве и почти сошел с ума. Согласно словам Бхагвана:
«В любой маленькой вещи было только сомнение и ничего кроме сомнения... Вопросы оставались без какого-либо ответа. В некотором смысле я был похож на сумасшедшего. Я мог стать полностью безумным. Я не мог спать ночью.
В течение дня и ночи... вопросы кружились вокруг меня... Я был далеко в море, так сказать, без какой - либо лодки или берега. Любые лодки были там, я мог сесть в них или отринуть их. Здесь было много лодок и много моряков, но я … не хотел ни в одну из них. Я чувствовал, что лучше тонуть самому по себе... чем шагнуть в какую-либо из лодок. Или жизнь должна была привести меня, или я должен был утонуть сам, я чувствовал, что я должен был принять это погружение.
Мое состояние было в высшей степени затемнено. Как будто я падал в глубокий и темный колодец.
Мне много раз снилось, что я падаю и падаю. И много раз я... пробуждался ото сна в поту, в обильной испарине, потому что падение было бесконечным, без какой-либо земли или места, где могли бы отдохнуть мои ноги... для меня не было ясного пути. Все было темнотой. Каждый мой шаг был в темноте - бесцельный и сомнительный. Мое состояние было полно напряжения и ненадежности и опасности.»
Не было возможности убежать, у Раджниша не было никаких отдушин. Он знал очень хорошо, что он столкнулся с очень критическим временем в своей жизни: при небольшом прорыве бессознательного или потере терпения, или нехватки мужества, он мог стать неистовым сумасшедшим. Опять же, отсутствие мастера привело ситуацию к такой критической точке.
Он искал долго и тяжело, но не мог никого найти. «Очень трудно найти мастера, -признается он, - исключительно трудно найти существо, которое стало несуществом, редко можно найти присутствие, которое есть почти отсутствие, редко можно найти человека, который есть просто дверь к божеству, открытая дверь к божеству, которая не будет мешать вам, через которую вы сможете пройти. Это очень трудно... Да, иногда это происходит и личность может работать без мастера, но тогда это путешествие очень опасное.»