Но это совсем не значит, что Бхагван верил в предсказание астролога. Несмотря на это, оно дало ему благоприятную возможность, побуждение исследовать это, понять это экспериментально.
Бхагван заключает: «Физически, однажды я, конечно, умру. Однако, это предсказание астролога помогло мне очень сильно, п отом у что оно сделало меня сознательным по поводу смерти очень рано. Я мог непрерывно медитировать и непрерывно принимать то, что это наступит.»
Таким образом, проходя через переживание умершего существа интенсивно и медитативно, Раджниш у стало совершенно ясно, что даже несмотря на то, что его тело стало мертвым в смысле своей неспособности отвечать на какой-либо стимул, его сознание оставалось полностью сознательным. Он размышляет:
«Я умер по дороге, но я пришел к пониманию, что нечто бессмертное все-таки есть здесь. Однажды вы примете смерть тотально, и вы станете сознавать ее»».
Раджниш тоже использовал реку для того, чтобы столкнуться лицом к лицу со смертью. Его дядя, друзья и родственники вспоминали, как он мог прыгнуть в наиболее опасном месте реки и переплыть ее, как он мог вскарабкаться вверх по мосту высотой в 70 футов и с него спрыгнуть в быстротекущую реку.
Одним из его наиболее опасных экспериментов был прыжок в водоворот. Для него самого падение в водоворот было «одним из наиболее прекрасных переживаний». Бхагван сам описывает природу водоворота и его переживание, связанное с ним:
«В реках, особенно когда они поднимаются во время дождей, обнаруживается много водоворотов, очень мощных и крепких. Вода закручивается и вращается подобно винту. Если вы попадаете в водоворот, вы будете захвачены, вас потянет ко дну, и чем глубже вы будете опускаться, тем сильнее будет становиться водоворот. Естественная тенденция эго - это бороться с ним, конечно, потому что водоворот выглядит подобным смерти.
Эго пытается бороться с водоворотом, и если вы боретесь с ним в поднявшейся реке или около водопада, где таких воронок много, вы неизбежно пропадете, потому что водоворот очень силен. Вы не сможете преодолеть его.
И это является феноменом водоворота: на поверхности водоворот велик, но чем глубже вы идете, тем меньше и меньше водоворот становится - сильнее, но меньше. И почти у дна воронка так мала, что вы можете очень просто выйти из нее без всякой борьбы. Фактически, около дна воронка сама выбросит вас.
Но вы дождитесь дна. Если вы боретесь на поверхности, если делаете что-либо для этого, вы не сможете выжить. Я пробовал со многими водоворотами: это переживание прекрасно.»
Это описание иллюстрирует проникнрвение Бхагвана в природу смерти. Чем больше человек борется со смертью, тем больше у него шансов быть закрученным и поглощенным ею, но вместо сопротивления ей, человек позволяет сам себе идти глубже внутрь медитативности, он или она уверенно выйдут из этого страшного переживания.
Когда человек проникает в тайны смерти и достигает дна ее, он автоматически выходит из нее невредимым и свободным от страха перед ней.