В этом месте история Раджниша фактически заканчивается. «Не существует истории после этого взрыва», - говорит Бхагван, - нет событий после этого. Все события происходят перед взрывом. После взрыва остается только пустота». Его исследование пришло к концу, в этом отношении предсказания астролога наконец исполнилось. Человек, которого звали Раджниш Чандра Махам, умер в двадцать один год, и в то же время произошло воскресение, произошло чудо. Он возродился, но не в физическом теле: он достиг чего-то, но не от этого мира - он просто прибыл домой.
В этом место необходимо кратко заметить, что просветление не является концепцией, которая может быть объяснена в логических понятиях: скорее это переживание, которое превосходит логику и словесное объяснение.
Точно так же, просветление это не вещь, которая позволяет человеку ходить в метре над землей или по воде. Я не знаю, что произошло с Буддой, когда он стал просветленным, но это интригующий феномен, и мы благоговеем перед ним.
В случае с Бхагваном это событие было чудом, и в то же время в нем не было ничего чудесного. Бутон расцвел: скрытое обнаружилось. Цветение это чудо и не чудо: это чудо в том смысле, что верно превращается в нечто невероятное, и не чудо, потому что это кульминация естественного эволюционного процесса.
Бхагван неустанно подчеркивает, что просветление уже присутствует, уже является интегральной частью нашего существа - это не вещь, которую надо достигать где-то в будущем. Как указывает Бхагван, просветление уже доступно нам: человек просто должен «расслабиться внутри этого». Он объясняет:
«Просветленная личность это не кто-нибудь, кто достиг вершины, кто достиг верхней ступени лестницы. Вы все являетесь людьми, которые карабкаются по лестнице... вы все нуждаетесь в лестнице... Просветление это не последняя ступенька лестницы. Просветление это уход от лестницы, уход навсегда, после этого вы никогда не заинтересуетесь никакой лестницей, вы станете естественным.»