Бхагван очень детально рассказывал о смерти, о многих ее измерениях, которые он пережил в жизни, и о многих ее гранях. Главная цель его состояла в том, чтобы сделать из своих учеников людей, понимающих этот феномен, и при этом он использовал его как средство для полного развития и восприятия самой жизни.
Его раскрытие глубоких тайн смерти, в основном, основывается на его непосредственном переживании глубочайшего значения смерти, а не только на интеллектуальной концептуализации ее. Настоящая причина того, почему смерть остается загадкой для Запада кажется состоит в том, что люди никогда не сталкивались со смертью без какойлибо попытки проинтерпретировать се своими рассудками. Фактически, все западное отношение к смерти является одним негативным приятием.
Смерть рассматривается как конец жизни, как неминуемая реальность, которой бросают вызов со страхом и которую принимают с большим сопротивлением. Тогда остается только один путь рассмотреть ее и тем самым избежать, от нее привыкли убегать с помощью интеллектуального рассмотрения. Люди на Западе рассматривают смерть как объект, не только отделенный от жизни, но и противоположный ей.
Смерть - это фундаментальная часть жизни. Смерть - это не что - то в будущем: она существует с нами в каждый момент жизни. Отсюда, по Бхагвану, смерть это не интеллектуальная, но «экзистенциальная» проблема. Он говорит:
«Вы не можете разрешить ее с помощью мышления. Вы можете создать только фальшивые решения. Смерть здесь: лицом к лицу с нами, будьте в этой ситуации тотально. Не думайте об этом. Что вы можете думать? Смерть это такой новый феномен, это так незнакомо, что ваше знание не может помочь никаким образом, так что оставьте ваш ум.»
Основываясь на своем собственном опыте, Бхагван указывает другое измерение смерти - «измерение медитации». Он объясняет: «Вы будете печальны,- вам будет горько, вы будете чувствовать тяжесть - позвольте этому быть здесь. Это часть - часть жизни и часть зрелости и часть абсолютного познания.
Оставайтесь с этим, тотально присутствуйте. Это должно быть медитацией и тогда вы придете к глубокому п они мани ю смерти... Тогда смерть возьмет вас к настоящему центру жизни - потому что. смерть это настоящий центр жизни. Это не против жизни: это самый настоящий процесс жизни.»
Бхагван особенно подчеркивает такую разновидность смерти, которая ведет человека к вечной жизни: как говорят Упанишады - «Мритьерма Амритам Гамайя» - Веди меня от смерти к бессмертию. «Я прошу вас, - говорит Бхагван, - жить сознательно.
Жить в таком осознавании, что вы останетесь сознательным даже в смерти, тогда даже ваша смерть будет достигнута в медитации, тогда вы постоянно будете бодрствующим и смерть произойдет. Лампа сознания должна сохраняться горящей пока вы будете освобождаться от тела. Если только вы сможете умереть сознательно, больше никогда не родитесь или не умрете опять. Тогда вы обретете вечность.»
Дада действительно встретил сознательную смерть. Это была прекрасная смерть, тотальная смерть. Это стало возможным потому, что он прожил жизнь Полностью, с радостью и улыбкой. Он знал жизнь, конечно, но он не знал, что его собственный сын однажды научит его, что смертью было все вокруг, научит его такому виду смерти, который принесет ему вечный мир и просветление.