Отец Бхагвана, Бабу л ал, которого позднее назвали Дада, родился в Тимарне в 1908 году в дигамбарской джайнской семье. Тимарне был и остается маленьким городком с шестью тысячами жителей, в Мадхе Прадеш, штате, расположенном в центре Индии, в горной гряде Винджуил. Прекрасная река Нормада течет через штат.
Дедушка Бхагвана происходит из большой семьи, что жила первоначально в маленьком городке, называемым Басода. Басода был однажды поражен чумой, и все население подверглось эпидемии. Несколько членов семьи умерли при этом. Многие, включая отца Дада и дядю, уехали вместе со своими семьями. Они убежали в Тимарне, где жил дядя Дада. Тетя Дада также жила в Тимарне. Она помогла отцу Дада тем, что заняла ему несколько рупий, на которые он купил материю. Благодаря этой помощи он начал свой маленький бизнес. Он грузил материю на лошадь и продавал ее в деревнях. Позднее эта тетя органи зовала женитьбу отца Дада и нашла ему дом, который он смог снять.
С ростом семьи, ее положение становилось все более и более критическим. Отец Дада решил покинуть Тимарне и попробовать поискать счастье где-нибудь еще. Однажды он погрузил все свои пожитки на телегу и отправился со всей своей семьей в Кушваду, где жили родители его жены. Между Тимарне и Кушвадой находится город Годарвара.
Семья остановилась здесь. Хотя город был не очень большим, он был вполне преуспевающим - это был самый большой центр по производству зерна в районе. Отец Дада решил попробовать свой бизнес в этом городе, так в 1934 году они устроились в Годарваре.
Дада и его отец много работали, чтобы сделать свою торговлю тканями успешной. Дедушка Бхагвана наслаждался своим бизнесом и сохранял чувство юмора в своей торговле. У Бхагвана есть очень нежные воспоминания об этом.
«Я помню моего дедушку. Он был торговец тканями, и я и вся моя семья всегда были озадачены, потому что он слишком наслаждался этим. Для него многие часы работы были игрой с покупателями. Если что-то стоило 10 рупий, он просил 50, и он знал, что это было абсурдом. И его покупатели знали это также: они знали, что цена этому около 10 рупий, и они начинали торговаться с 2 рупий. Затем долгий торг продолжался многие часы. Мой отец и мой дед могли бы разозлиться...
Но дедушка имел своих собственных покупателей. Когда они приходили, они спрашивали «Где Дада?, где дедушка», потому что с ним это было забавой, игрой, либо мы теряем одну рупию, либо две, либо больше, либо меньше, не в этом дело! Они наслаждались этим.»
Дада хотел завершить свое формальное образование, но оставил эту идею после четвертого класса ради того, чтобы помочь своему отцу в бизнесе. Однако, он твердо поддерживал своих двух младших братьев продолжать свое обучение - даже против желания отца, который хотел, чтобы они также помогали ему в бизнесе.
Дада тайно скопил денег для своего младшего брата Амритлала, так чтобы Амритлал смог закончить высшую школу и поехать в город Джабалпур для учебы в колледже. Этот поступок Дада вызвал в семье некоторую тревогу. В 1932 rqny Амритлал принял участие в движении независимости, возглавляемом Ганди, и был заключен в тюрьму.
Когда отец Дада и другие члены семьи услышали об этом, они были шокированы - они считали, что если кто-нибудь из семьи попадет в тюрьму, то это вызовет ужасное волнение и несчастье. Дедушка Бхагвана был очень разгневан на Дада и упрекал Дада за это - если бы Дада не помогал Амритлалу, Амритлал не имел бы такого беспокойства и не был бы заключен в тюрьму.
Два брата Дада Амритлал и Шикхарчанд оказали большое влияние на Раджниша. Амритлал со своим талантом и активностью был первым идеалом для Раджниша, который начал даже писать о нем поэму. Однако, Раджнишу был ближе младший дядя Шикхарчанд. Шикхарчанд стал активным членом Конгресса и был вдохновлен его прогрессивной программой. Он верил в идеи социализма и отвечал за поиск применения их в городе Гадарваре - эти идеи действовали на молодого Раджниша определенное время.
Вместе с Шикхарчандом он организовал несколько групповых митингов молодых людей и вдохновил их принять социалистические идеалы. Естественно, что из-за своего активного участия в политических движениях Шикхарчанд не мог больше продолжать своего обучения в высшей школе.
Определяющим для всей жизни Дада было помогать другим продолжать образование. Фактически, в своей собственной семье, он помог своим детям добиться степеней в медицине, инженерном деле и науке.
Описание Дада, особенно его личных качеств, важно для этой истории не только потому, что это проливает некоторый свет на ранние годы Бхагвана, на также потому, что Бхагван часто использует своего отца как примеры в своих поучениях.
Отец Бхагвана был действительно привлекательным человеком. Он был хорошо известен в городе Гардаваре своими несколькими обликами как глава семьи, бизнесмен и горожанин. Его простота, доброта, мудрость и чувство юмора проявлялись с такой ясностью, что не было никого, кто при встрече с ним не поразился бы ему.
Два личных качества особенно проявлялись в Дада, - первое, он был очень нежен (чувствителен) по природе. Его распорядок дня включал утренние прогулки вдоль реки и двухчасовое плавание в ней. Ранние воспоминания об отце у Бхагвана ассоциируются с теми ежедневными прогулками.
«Первое, что я помню о нем, это то, что он будил меня в три часа утра, я был очень молодым тогда, когда три часа утра было самым сонным временем...
Он будил меня в три часа утра и брал меня на прогулку. Это был его первый дар мне - Брахма Мухутра (время перед восходом солнца). Вначале это очень надоедало мне. Я практически тащился позади него... но постепенно начал видеть и чувствовать красоту ранних утренних часов. Постепенно я пришел к пониманию, что мгновения раннего утра нельзя терять. Возможно Бог ближе всего к земле в эти ранние утренние мгновения.»
Второе, Дада был очень дружелюбен и щедр ко всякому. Другое раннее воспоминание, которое есть у Бхагвана о его отце, относится к отцовской щедрости, распространявшейся на друзей и гостей, несмотря на то, что он сам не был богатым человеком.
Каждый день у него были гости на обед, даже если сам обед был организован на занятые деньги. Казалось, что главной целью его жизни было поделиться чем-нибудь. Бхагван вспоминает один эпизод:
«Однажды он потерпел большой убыток, я спросил его, как он перенесет такой убыток. Он сказал «Я никогда не буду в убытке, потому что мой отец оставил мне только семьсот рупий, до тех пор, пока они целы, я не мучаюсь - остальное может прийти и уйти.
Эти семь сотен никогда не будут потеряны» - он был абсолютно уверен в этом. Я попросил его контролировать его расходы, но без пользы - вечеринки и обеды продолжались. Процесс разделения не прерывался.»
Дада также активно интересовался помощью нуждающимся людям деньгами и другими способами. У него был прогрессивный ум и он был готов отвергнуть социальные предрассудки даже с риском остракизма. Но больше всего, Дада был духовным человеком. Согласно его младшему брату Амритлалу у Дада была репутация религиозной личности. Он ходил в храм, постился и читал писания.
Но это была только внешняя сторона - внутренне eito поиск продолжался за то, что не имело отношение к храму, книге или ритуалу. Последние десять лет своей жизни он медитировал регулярно с трех до шести часов утра. Дада прожил свои последние годы в Шри Раджниш Ашраме в Пуне, часто уходя так глубоко в медитацию на пятом или шестом часах, что мам Бхагвана волновалась и пробовала разбудить его вовремя, ибо утренний дискурс Бхагвана начинался в восемь часов. В нескольких случаях Дада оставался в медитации и пропускал дискурс.
Маме Бхагвана, Сарасвати Бай сейчас шестьдесят семь лет. Люди спрашивают ее о Бхагване и просят рассказать о его молодости и она отвечает им открыто и скромно. Она выражает свои чувства по поводу вопросов и того, что ее постоянно спрашивают:
«Я удивляюсь, почему он родился в такой простой семье, потому что люди приходят и задают ему так много значительных вопросов и Бхагван говорит с такой мудростью... мы полны удивления - почему он родился в такой семье! И если бы у нас были более талантливые родители, мы могли бы написать так много о его Жизни, могли бы хвалить его самыми разными способами. Но мы не можем.
Мы чувствуем себя ошеломленными, когда нам задают вопросы. Люди сыпят вопросами, но мы не можем ответить на них.»
Она всегда была доброй хозяйкой. Она известна своим гостеприимством и является совершенным дополнением своего мужа. Она очень радовалась, развлекая гостей, родственников и друзей.
Сарасвати была только ребенком и поэтому была очень дорога своим родителям. Кушвада, где они жили, это маленькая деревня с населением в семьсот человек. Она расположена в прекрасной долине гор Виндхия в Мадхия Прадеш.
Ее отец был сравнительно богатым и очень добрым человеком. В дополнении к ферме он работал в маленькой бакалейной лавке. В прошлом детские браки были очень распространены в Индии и мама Бхагвана вышла замуж, когда была ребенком. Эта практика иногда имела юмористическую сторону, как рассказывает Бхагван:
«Когда моя мама вышла замуж, ей было всего семь лет. Я спрашивал ее снова и снова, «Расскажи мне, что ты чувствовала?», она говорила «Я не знаю, что происходило. Я просто радовалась, что что-то происходит, а они тянули меня назад, внутрь дома.
И они закрыли меня на замок в тот день, когда настоящая церемония должна была происходить, потому что я очень интересовалась оркестрами и музыкой и лошадьми. А люди все приходили...» И я спрашиивал моего отца «Что ты чувствовал?» Он говорил, «Я не знаю - я только радовался скачкам.»»